ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО (АУТО-ДЕСТРУКТИВНОГО) ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ. » Әл-Фараби атындағы орта мектеп
Жамбыл облысы
Шу ауданы білім бөлімінің
"Әл-Фараби атындағы орта мектеп"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі :
+7(72638) 31789
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » » ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО (АУТО-ДЕСТРУКТИВНОГО) ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ.
13
октябрь
2022

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО (АУТО-ДЕСТРУКТИВНОГО) ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ.

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО

(АУТО-ДЕСТРУКТИВНОГО) ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ.


Как показывает мировая статистика, за последние 30 лет суициды

детей от 10 до 14 лет возросли в 8 раз.

У МАЛЬЧИКОВ «ПИК» СУИЦИДАЛЬНОСТИ приходится на 11-14 лет,

У ДЕВОЧЕК на 15-18 лет.

ОГРОМНУЮ РОЛЬ В ПРЕДОТВРАЩЕНИИ ПОДРОСТКОВЫХ СУИЦИДОВ ПРИЗВАНА СЫГРАТЬ СЕМЬЯ, КАК ГЛАВНЫЙ РЕСУРС ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОДРОСТКА.

• Причины и особенности суицидального поведения у подростков проистекают из их личностной нестабильности. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

• Подросток, у которого неблагоприятно складываются отношения с родителями и одноклассниками, чувствует себя одиноким, чужим и непонятым. К этому присовокупляются разочарования, заставляющие видеть жизнь в мрачном свете. Так, появляются тяжелые переживания и возникают различные депрессивные состояния

ПОДРОСТОК ЧАСТО ПЕРЕЖИВАЕТ ПРОБЛЕМЫ ТРЕХ «Н»: 

НЕПРЕОДОЛИМОСТЬ ТРУДНОСТЕЙ;

НЕСКОНЧАЕМЫЕ НЕСЧАСТЬЯ;

НЕПЕРЕНОСИМОСТЬ ТОСКИ И ОДИНОЧЕСТВА.


ВЫНУЖДЕН БОРОТЬСЯ С ТРЕМЯ «Б»:

БЕСПОМОЩНОСТЬ;

 БЕССИЛИЕ; 

БЕЗНАДЕЖНОСТЬ.


В процессе этой борьбы он может прийти к выводу о том, что ни на что не годен, и вынести себе смертельный приговор.

ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ СОЗДАТЬ ПОЧВУ ДЛЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ:

ОШИБКА 1. РОДИТЕЛИ ВОЛЬНО ИЛИ НЕВОЛЬНО ПРОВОЦИРУЮТ В РЕБЁНКЕ ЧУВСТВО ВИНЫ.

«Ты огорчаешь меня своим поведением и оценками»; «Мы не поедем летом на море, потому что у тебя двойки. Если бы не ты, мы бы прекрасно отдохнули, а ты расстроил все наши планы» и т.д. и т.п. Если родители не упускают случая, чтобы объяснить своему ребёнку, как сильно он виноват в их плохом настроении, сколько страданий он им доставил, они воспитывают человека, который станет заниматься самоедством.

Подросток взвалит всю вину на себя или в знак протеста захочет доказать обратное: «Вот я умру, а вы все останетесь виноватыми!».

ОШИБКА 2. РОДИТЕЛИ ЖЁСТКО КОНТРОЛИРУЮТ ПОВЕДЕНИЕ, РАСПОРЯДОК ДНЯ, УЧЁБУ И ДАЖЕ НАСТРОЕНИЕ РЕБЕНКА. Такие родители берут на себя ответственность за малейшие эмоциональные переживания своего ребёнка. «Он плачет или устал - значит, мы не создали ему комфортных условий»В результате вырастают дети, не умеющие отвечать за себя и последствия своих поступков. В подростковом возрасте чувство беспомощности, возникающее в трудных ситуациях при таком типе воспитания, нередко становится причиной самоубийства.

ОШИБКА 3. РОДИТЕЛИ ОТНОСЯТСЯ К РЕБЁНКУ, КАК К СВОЕЙ ПОСЛЕДНЕЙ ИГРУШКЕ. «Зачем ему учиться - он ещё такой маленькийЗачем ему заниматься спортом - он такой слабый? Зато он такой славный!». Это приводит к тому, что дети не научаются предвосхищать и планировать события, ставить себе цели и идти к ним.

ОШИБКА 4. РОДИТЕЛИ СТАРАЮТСЯ ОБЪЯСНЯТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА ВНЕШНИМИ ПРИЧИНАМИ, игнорируя возможность самого человека быть хозяином своей судьбы и чувств. Подобное воспитание порождает зависимость эмоциональных состояний от внешней среды и полное неумение справляться с трудностями самостоятельно.

ОШИБКА 5. РОДИТЕЛИ ПОСТОЯННО ОБЕРЕГАЮТ РЕБЁНКА ОТ ОШИБОК. В результате мотивация избегания станет доминировать у него над мотивацией достижения. Одни люди, как известно, стремятся достигнуть большего, а другие - боятся совершить ошибку. Страх ошибки приводит к потере перспективного взгляда на будущее и, как следствие, потере смысла жизни.

Издержки воспитания - не пожизненный диагноз.

Родителям необходимо вовремя заметить свои ошибки и изменить

свой воспитательный стиль самостоятельно или с помощью психолога.

ЗНАКИ, СИГНАЛИЗИРУЮЩИЕ О СУИЦИДАЛЬНОМ НАМЕРЕНИИ РЕБЁНКА.


- ЗАМЕТНАЯ ПЕРЕМЕНА В ОБЫЧНЫХ МАНЕРАХ ПОВЕДЕНИЯ.

- НЕДОСТАТОК СНА, ПОВЫШЕННАЯ СОНЛИВОСТЬ.

- УХУДШЕНИЕ, УЛУЧШЕНИЕ АППЕТИТА.

- ПРИЗНАКИ БЕСПОКОЙСТВА.

- ПРИЗНАКИ ВЕЧНОЙ УСТАЛОСТИ,

- НЕРЯШЛИВЫЙ ВНЕШНИЙ ВИД ИЛИ ПЕДАНТИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВНЕШНЕМУ ВИДУ.

- УСИЛЕНИЕ ЖАЛОБ НА ФИЗИЧЕСКОЕ НЕДОМОГАНИЕ.

- СКЛОННОСТЬ К БЫСТРОЙ ПЕРЕМЕНЕ НАСТРОЕНИЯ

- ОТДАЛЕНИЕ ОТ СЕМЬИ, ДРУЗЕЙ.

УПАДОК ЭНЕРГИИ.

- ОТКАЗ ОТ РАБОТЫ В КЛУБАХ, КРУЖКАХ.

- ИЗЛИШНИЙ РИСК В ПОСТУПКАХ.

-ПОГЛОЩЁННОСТЬ МЫСЛЯМИ О СМЕРТИ ИЛИ ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ.

- НЕОБЫЧНЫЕ ВСПЫШКИ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ ИЛИ ЛЮБВЕОБИЛЬНОСТИ.

- УСИЛЕННОЕ ЧУВСТВО ТРЕВОГИ.

- ВЫРАЖЕННАЯ БЕЗНАДЁЖНОСТЬ.

- ПРИОБЩЕНИЕ К АЛКОГОЛЮ, НАРКОТИКАМ, УСИЛЕНИЕ ИХ ПОТРЕБЛЕНИЯ.

- РАЗДАЧА В ДАР ЦЕННОГО ИМУЩЕСТВА.

- ПРИВЕДЕНИЕ В ПОРЯДОК ВСЕХ ДЕЛ.

- РАЗГОВОРЫ О СОБСТВЕННЫХ ПОХОРОНАХ.

- СОСТАВЛЕНИЕ ЗАПИСКИ ОБ УХОДЕ ИЗ ЖИЗНИ.

- СЛОВЕСНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ: «Ненавижу жизнь», «Они пожалеют, о том, что мне сделали», «Не могу больше этого выносить», «Я покончу с собой», «Никому я не нужен», «Это выше моих сил».

РОДИТЕЛЯМ НЕОБХОДИМО УЧИТЬ ПОДРОСТКОВ:

- СОСРЕДОТАЧИВАТЬ СВОЕ ВНИМАНИЕ НА ХОРОШЕМ; уметь видеть окружающий мир с точки зрения возможностей, а не препятствий;

-ЗАБОТИТЬСЯ О СЕБЕ с помощью физических упражнений и рационального питания;

- УМЕТЬ СОТРУДНИЧАТЬ С ЛЮДЬМИ, И РОВЕСНИКАМИ, И ВЗРОСЛЫМИ; получать понимание и социальную поддержку; помнить, что нет ничего плохого в том, чтобы попросить кого-то о помощи;

- РЕАЛИЗОВЫВАТЬ СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ в тех сферах деятельности, где подростку действительно этого хочется: в спорте, в танцах, путешествиях, занятиях искусством - живописью, фотографией, дизайном; чем больше у подростка интересов и занятий, тем меньше он будет поддаваться влиянию негативных факторов и тем реже он будет использовать такую стратегию решения проблем, как избегание; посещение различных кружков и курсов не только расширяет кругозор подростка, но и помогает ему найти больше друзей и поддержку.


ПРОФИЛАКТИКА ДЕПРЕССИИ.

Надо проследить за тем, чтобы подросток соблюдал режим дня: хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался  подвижными видами спорта. Физическое здоровье подростка нуждается в пристальном внимании, так как депрессия - психофизиологическое состояние.

Не полагаясь на собственное всемогущество, родителям полезно принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей подростка, психологов, психотерапевтов. Если убедить подростка обратиться к специалистам (психологу, врачу) не удается, родители могут обратиться к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи ребенку.

Действенным инструментом преодоления пессимизма, критичности по отношению к себе и другим, скептицизма является МЕТОДИКА, метко называемая «Диета хороших новостей».

• Каждый член семьи берет на себя обязательство запомнить в течение дня, как минимум, три своих мысли, эмоции, поступка, за которые он мог бы похвалить себя. Вечером, за ужином в кругу семьи, каждый делится с близкими этими своими наблюдениями за собой.

• Это помогает снова пережить приятные моменты, а, кроме того, дает возможность родным людям оценить успехи друг друга, сказать добрые слова поощрения и поддержки.

• Если подросток не готов к такому общению с близкими, ему можно рекомендовать вспомнить лучшие моменты прожитого дня в одиночестве, готовясь ко сну.

• Тем самым он 1) научится выхватывать из жизни своим внутренним взором то, что является безусловно положительным; сделает это фокусом своего внимания; 2) перестанет приписывать себе, близким людям и событиям своей жизни отрицательные ярлыки, искажающие его представления о себе и своей жизни.

• Вовлечение в осуществление этой «Диеты» всей семьи, придаствнутрисемейному общению плодотворный вектор развития, научит видеть друг в друге лучшее.