Советы психолога родителям первоклассников » Әл-Фараби атындағы орта мектеп
Жамбыл облысы
Шу ауданы білім бөлімінің
"Әл-Фараби атындағы орта мектеп"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі :
+7(72638) 31789
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » » Советы психолога родителям первоклассников
16
сентябрь
2016

Советы психолога родителям первоклассников

ЗАКОН ТРЕХ«А»: АДАПТАЦИЯ, АВТОРИТЕТ, АКТИВНОСТЬ
 
АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ – задача родителей: оказать первокласснику моральную и эмоциональную  поддержку, помочь разобраться в непривычной обстановке.
АВТОРИТЕТ – задача родителей: укрепление и развитие на новый уровень  авторитета родителей, формирование авторитета учителя, школы.
АКТИВНОСТЬ – задача родителей: установить тесный контакт с педагогом, согласовать требования, чтобы ребенок не пострадал от разногласий, прислушаться к советам, предложить помощь в организации праздников и общих дел — любое участие взрослых в школьной жизни пойдет на пользу ребенку, и тогда сын или дочь будут иметь повод гордиться своими родителями.
 
 АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ:
Советы родителям
Совет первый:
самое главное, что вам необходимо  дать своему ребенку — это ваше внимание.
•        Будьте терпеливы: внимательно выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы.
•        Помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день!
•        Слушая своего ребенка внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.
•        Школьнику нужно внимание и мамы, и папы. Не забывайте выделять для него время, не обремененное домашними делами и просмотром телевизора.
•        Помните, что ребёнок больше всего нуждается в нашей любви тогда, когда он её меньше всего её заслуживает.
Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку.
Совет второй: поддержите в ребенке его стремление стать школьником, развивайте и поощряйте желание учиться.
•        Выражайте свою искреннюю заинтересованность в школьных делах и заботах вашего ребенка.
•        Отмечайте его успехи и не скупитесь на похвалу. В каждой его работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.
•        Помните: похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения ребенка.
 
Совет третий: помогите ребенку войти в новый режим жизни.
•        Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
•        Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением.
Распорядок дня в жизни первоклассника имеет важное значение.                    У ребенка появились новые обязанности, которые требуют от него большей собранности, дисциплинированности – распорядок дня помогает правильно сочетать труд и отдых, привыкать к новым условиям жизни.
•        В распорядке дня необходимо чередовать малоподвижные виды деятельности с двигательной активностью, интеллектуальные и физические виды деятельности.
•        Необходимо уменьшить количество (и отследить качество) просматриваемых телепрограмм и время игры на компьютере.
•        Контролировать продолжительность выполнения ребенком домашних заданий (в первом классе - 1-1,5 часа, включая чтение), а также время сна (сон должен составлять не менее 9-10 часов в сутки для полноценного отдыха).
 
На соблюдении распорядка дня настаивают и врачи, потому что это – лучшее лекарство от перевозбудимости и раздражительности детей.
Работоспособность неодинакова на протяжении дня. Исследования врачей-гигиенистов установили два пика трудоспособности: 8-11 утра, 16-18 вечера, а затем идет интенсивный спад. Поэтому переносить выполнение д/з на вечернее время не рекомендуется – это малопродуктивно.
Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время с утра. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка.
Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его. Ваша дочь или сын нуждается в регулярном, продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и тоже время. Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки». Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и отдыха. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше.
Совет четвертый: умейте сохранять спокойствие по отношению к школьным заботам ребенка.
•        Ребенок пришел из школы - не торопитесь приставать к нему с вопросами, дайте ему расслабиться. Если видите, что он огорчен, лучше позже в спокойной беседе попытайтесь узнать о причинах его беспокойства.
•        Помните: для ребёнка чего-то не уметь, что-то не знает – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок – этим нельзя попрекать. Упреки понижают самооценку ребенка, лишают его уверенности в себе.
•        Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
 
Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно.

Совет пятый: помогите ребенку установить отношения со сверстниками чувствовать себя уверенно.
•        Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам.
•        Поговорите с ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим.
•        Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям.
•        Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой — простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей.
•        Не стоит «подкупать» внимание школьных товарищей вашего ребенка дорогими игрушками и одеждой. Так ваш ребенок не научится быть нужным другим сам по себе. Ваш сын или дочь может столкнуться с завистью и неодобрением одноклассников.
Уверенный в себе, общительный малыш адаптируется к любой ситуации быстрее и спокойнее.
Совет шестой: умейте быть мудрым по отношению к школьным успехам своего ребенка
•        Не превращайте своего ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это – не вся жизнь вашего ребенка.
•        Школьная отметка — показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Она не характеризует личность ребенка!
•        Не сравнивайте своего ребенка с другими учениками.
•        Хвалите ребенка за его школьные успехи. И помните, никакое количество «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка.
•        Не относитесь к первым неудачам ребенка, как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень нужны- ваша вера в него, умная помощь и поддержка.
 
Совет седьмой: старайтесь не перегружать вашего ребенка в первом полугодии первого класса.
•        Не стоит сразу по приходу ребенка из школы засаживать его за уроки. Дайте ему отдохнуть 2-3 часа или, если это возможно, попытайтесь организовать ребенку 1,5 часовой дневной сон.
•        Когда ребенок делает уроки, не стойте у него над душой. Пусть делает их сам! Ваша дело помощь, а не выполнение.
•        Не пытайтесь «объять необъятное»!Не тяните своих детей в «вундеркинды», отдавая их на дополнительные занятия: музыка, иностранных язык, бассейн, фигурное катание, живопись и т.д.
Ребенок в такой ситуации сам себе не хозяин, за него решают другие, к тому же иногда против его воли и без учета его интересов, желаний и сил.
•        Найдите оптимальную дозировку и по времени и по количеству занятий. Здесь легко переборщить. А какой результат? Он порой страшен, потому что ребенок начитает тихо ненавидеть все, чем приходиться заниматься по указке взрослых и рвется на улицу, в свободную стихию, где его никто не контролирует.
Ответ прост: идите от ребенка. Постарайтесь его заинтересовать, увлечь, а не принудить, настоять, заставить.
•        поступление в школу не должно лишать ребенка радости от игр: у него  должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
•        Не забывайте: даже большие детки любят, чтобы им почитали сказку, посидели с ними перед сном, обняли их и поцеловали. Все это помогает снять напряжение после долгого «рабочего дня»
 
Давайте постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым малышом в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными!
Надеюсь, что представленные советы помогут всем вам быть максимально эффективными в общении со своим ребенком.
А теперь продолжим наш разговор о задачах каждого родителя первоклассника.
ЗАКОН ВТОРОГО «А»: АВТОРИТЕТ
АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ
Отношения ребенка с родителями переживают новую стадию развития. Эти отношения перестраиваются: когда ребенок идет в школу, он неизбежно выходит за рамки семейных отношений. Он приобретает новые отношения - с одноклассниками, педагогами. Но его взаимоотношения с родителями еще долго будут оставаться главными для него, и влиять на всю его жизнь. Чтобы укрепить свой родительский авторитет, рекомендуем в общении с ребенком придерживаться вот таким правилам:
•        Общайтесь с вашим ребёнком на правах равного партнёра и показывайте образцы поведения, общения, взаимодействия с окружающими.
•        Выработайте единую тактику общения с ребенком всех членов семьи.
•        Но не стоит выяснять противоречия своих взглядов в присутствии ребенка. Все разногласия должны быть оставлены за дверью.
•        Высказывайте свое мнение, но не навязывайте ребенку своего взгляда на ту, или иную проблему.
•        Не забывайте: ребенок формирует собственное отношение к жизни, может быть, отличное от вашего.
•        Дайте ребенку достаточного количества времени для выражения своего мнения.  Дайте простор его вербальной активности.
•        Успешная учеба во многом зависит от эффективного сотрудничества семьи и школы, поэтому будьте готовы в любой момент оставить свои дела и заняться ребенком.
АВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ
Ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.
•        С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
Спросите любого знакомого первоклассника, какая у него учительница. В ответ вы, скорее всего, услышите, что она самая лучшая, самая красивая, самая добрая, самая…  Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни.  Первые месяцы в школе учительница затмевает и маму, и папу. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюбленность».